Александр (yugovsis) wrote,
Александр
yugovsis

Categories:

За врезку спроса нет?

Со всей страны регулярно приходят новости о нелегальных врезках в нефтепроводы. География и масштабы хищений нефти и топлива в России приобрели пугающий размах.

Вот несколько примеров:

«Была задержана банда злоумышленников, которая пыталась украсть нефть с месторождения в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа. В совершении преступления подозреваются трое югорчан и житель Пермского края».



«В Калмыкии злоумышленники попытались похитить сырую нефть из нефтепровода. Магистральный трубопровод располагался на территории Черноземельского района Республики».

«В Липецкой области задержали участников преступной группы, похитивших почти 100 тонн топлива при помощи врезки в магистральный нефтепровод».



«В Новгородской области из-за незаконной врезки в нефтепровод произошла утечка дизельного топлива».



«В Ленинградской области пятеро злоумышленников похитили 700 тонн топлива из нефтепродуктопровода "Транснефть-Балтика"».

Десятки сообщений о криминальных врезках, через которые преступники выкачивают тонны нефтепродуктов, стали чем-то привычным. А зря. Ведь рядом с сообщениями об очередной врезке в нефтепровод очень часто встречается и такое:

«В Новгородской области из-за незаконной врезки в нефтепровод произошла утечка дизельного топлива. По информации ООО "Транснефть-Балтика", 9,5 кубометров дизельного топлива разлились на площади 650 квадратных метров».

Или вот:

«Пресс-служба региональной прокуратуры сообщает, что предварительная сумма ущерба от разлива нефтепродуктов в Новгородской области из-за незаконной врезки составляет 17 млн 246,6 тыс. рублей».



Проблема, в первую очередь, даже не в убытках компаний, у которых крадут нефть и топливо, а в тех последствиях, к которым приводят незаконные врезки. Если для организаций ущерб от хищений нефтепродуктов исчисляется в миллиардах рублей ежегодно, то последствия для экологии от разливов из-за криминальных врезок скоро могут превзойти эти цифры.

По данным «Интерфакса», только в прошлом году криминальные врезки стали причиной почти двух третей случаев, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов. Ущерб при этом взыскивали с потерпевших – собственников трубопроводов. Это все равно, что кто-то угнал бы вашу машину, разбил на ней чужие транспортные средства и сбил человека, а платить и отбывать срок за это пришлось бы вам.

При этом злоумышленников регулярно задерживают на месте, судят и… чаще всего отпускают, оштрафовав или, в лучшем случае, дав условный срок. После чего те с легкостью возвращаются к своему незаконному промыслу.

Вот что пишет «Комсомольская правда»: «За последние три года суды Ленинградской области вынесли 21 вердикт по топливным преступлениям, а к реальным срокам приговорены всего шестеро, но многие тут же вышли на свободу, поскольку в зачет наказания шли и относительно "комфортные" условия содержания под стражей на время следствия. Всего по стране за последние три года было совершено 566 криминальных врезок. А рассмотрено всего 116 дел, и лишь 168 человек осуждены к реальным срокам. Большая часть преступников получает условные сроки и, как правило, возвращается к преступному бизнесу».

В нашей стране уголовная ответственность за самовольное подключение к трубопроводам была введена лишь 2,5 года тому назад: 10.08.2018 г. вступил в силу Федеральный закон №229-ФЗ «О внесении изменений в статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (в части установления уголовной ответственности за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам).

Наказание в виде лишения свободы по этой статье ограничено верхней планкой в 2 года. И только если в результате самовольной врезки произошла авария или погибли люди, виновный наказывается принудительными работами до 5 лет либо лишением свободы до 8 лет.

Но криминальные врезки в нефтепроводы – проблема не только России. Другой вопрос, что наш суд горазд гуманнее к топливным ворам, чем все остальные суды в мире. Посмотрим, что происходит в зарубежных странах:

LaNacion: «С 16 июня 2020 года вступил в силу закон, одобренный Законодательным собранием Коста-Рики во втором обсуждении 26 мая этого года, который предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет для тех, кто осуществляет кражу топлива из трубопроводов.



Кража углеводородов и их производных наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет, а незаконная транспортировка и распространение углеводородов наказывается лишением свободы на срок от одного до четырех лет.

Закон также предусматривает тюремное заключение от шести месяцев до четырех лет для любого, кто причинит какой-либо ущерб национальной топливной системе, и, если действие приведет к разливу, наказание будет варьироваться от четырех до шести лет.

Отныне тюремное заключение грозит за соучастие. Нарушитель может не участвовать физически в воровстве, но знать о совершаемом действии, получать или хранить топливо».

PakistanToday:«Национальное собрание Пакистана единогласно приняло поправку в Закон об уголовном законодательстве 2011 года, согласно которому кража нефти и газа не подлежит освобождению под залог. Максимальный срок тюремного заключения – 14 лет со штрафом в размере 10 миллионов рупий за повреждение магистральных нефте - и газопроводов.

Любое лицо, которое врезается или участвует во врезке во вспомогательный или распределительный нефтепровод с целью кражи нефти или нарушения подачи нефти, будет наказано тюремным заключением до 10 лет и штрафом до 3 миллионов рупий».

ElPais: «Палата депутатов Конгресса Мексики одобрила закон, предусматривающий наказание от 15 до 25 лет за кражу бензина и разграбление нефтепроводов. Наказание намного серьезнее, чем за изнасилование (от 8 до 14 лет по федеральному закону), и примерно на одном уровне с убийством (минимум 30 лет).

Постановление предусматривает наказание не только за кражу из трубопроводов. Также получат приговоры от 3 до 6 лет лишения свободы те, кто мошенничает с системами измерения при продаже бензина или дизельного топлива».

IOSRJournals: «Закон о добыче и распределении нефти (о борьбе с саботажем). Закон предусматривает состав преступления в любом действии, которое препятствует или вредит производству и распределению нефтепродуктов в Нигерии. Раздел 1 (1) предусматривает, что любое лицо, которое умышленно делает что-либо с намерением воспрепятствовать или остановить производство или распространение нефтепродуктов в любой части Нигерии; или любое лицо, которое умышленно делает что-либо с намерением воспрепятствовать или предотвратить закупку нефтепродуктов для распределения в любой части Нигерии; или любое лицо, которое умышленно делает что-либо в отношении любого транспортного средства или любой дороги общего пользования с намерением воспрепятствовать использованию этого транспортного средства или этой дороги общего пользования для распределения нефтепродуктов, должно, если тем самым причинить или способствовать любому прерыванию при производстве или распределении нефтепродуктов в любой части Нигерии должно быть признано виновным в совершении саботажа, в соответствии с Законом.

Цель этого закона – воспрепятствовать прерыванию производства или распределения нефтепродуктов в Нигерии. Раздел 2 Закона предусматривает наказание в виде смертного приговора или тюремного заключения на срок до 21 года для любого лица, признанного виновным в любом из преступлений, указанных в разделе 1. Эта санкция представляется достаточно жесткой, чтобы предотвратить нарушение, поскольку она не предусматривает другого наказания. для лица, признанного виновным в сводничестве, пособничестве, консультировании или подстрекательстве другого лица к совершению фактического преступления».

Как мы видим, в странах, где с криминальными врезками борются всерьез, сроки – не менее серьезные. От 5 до 21 года лишения свободы, а некоторых случаях – и смертная казнь. Это неудивительно, поскольку в некоторых случаях незаконные врезки приводят к авариям с последующей гибелью десятков людей, как это было несколько лет назад в одном из штатов Мексики.

Но в России топливным ворам по-прежнему раздолье, и это положение так и сохранится до какого-нибудь особо вопиющего случая, после которого законодатели и суды будут вынуждены задуматься о причинах особого гуманизма к врезчикам в нефтепроводы.
Tags: врезки, криминал, нефтепроводы, общество, хищения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Recent Posts from This Journal